ПОКРОВСКИЙ ХРАМ с. Коростово - ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ (14 октября)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Рязанское Восточное благочиние Рязанская епархия РПЦ (Московский Патриархат)
По благословению Митрополита Рязанского и Михайловского Павла
  • Объявления
  • 09 Февраль 2012
    Уважаемый посетитель! На этой страничке - икона святого, его же ныне праздник, а так же евангельские чтения на сей день.
Православие.Ru
Православная библиотека

ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ (14 октября)

Праздник Покрова (1/14 октября) — один из самых почитаемых церковных праздников на Руси. Установлен он великим князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1164 году и празднуется только Русской Православной Церковью.

Примерно с этого же времени появились на Руси и Покровские храмы. Упомянем лишь два из них, но каких! Всемирно известен своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли (недалеко от Владимира), построенный в 1165 году тем же Андреем Боголюбским. Второй стал одним из символов столицы нашей Родины. Это знаменитый собор Покрова Божией Матери, что на Рву, на Красной площади, воздвигнутый в 1552 году царем Иваном Васильевичем IV Грозным в честь взятия Казани (более известное его название — собор Василия Блаженного). Оба храма занесены ЮНЕСКО в реестр памятников мирового значения.

В этот день вспоминают чудесное событие, произошедшее более тысячи лет назад в Константинополе.

Во времена процветания Византийской империи западная часть столицы — Влахерны — славилась по всему Востоку своими святынями. Главной же их достопримечательностью была Богородичная церковь, куда в 457 году из Палестины были перенесены ризы Пресвятой Богородицы, Ее головной покров (омофор) и часть пояса.

Через четыре с половиной столетия (в 911 году) при императоре Льве Мудром (886 – 912) в Византию вторглись язычники (по некоторым сведениям, наши предки-славяне под предводительством Олега) и даже осадили Царьград. Жители великого города, не имея достаточно сил противостоять неприятелю, прибегли к последнему средству — помощи Заступницы Небесной.

В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения Влахернский храм был переполнен верующими, молящимися о спасении. Был среди них и Андрей, Христа ради юродивый, — по преданию, славянин, попавший когда-то в плен и потому живущий на чужбине. Уже на исходе ночи он и его ученик Епифаний неожиданно увидели идущую по воздуху озаренную небесным светом величественную Жену в сопровождении Иоанна Крестителя, апостола Иоанна Богослова и ангелов.

Преклонив колени, Царица Небесная начала со слезами молиться. Матерь Божия просила Своего Сына принять молитвы всех людей, призывающих Его пресвятое имя и прибегающих к Ее заступлению. Затем Богородица сняла с головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, как бы защищая их таким образом от врагов видимых и невидимых. Покров этот блистал «паче лучей солнечных». Святые Андрей и Епифаний с душевным трепетом созерцали это дивное видение… Также неожиданно Пресвятая Богородица исчезла. Стал невидимым и Ее омофор. Но еще долго молящиеся ощущали благодать, вдруг осенившую храм. Их упование на Заступницу Небесную было не напрасным — вскоре осаждавшие были отогнаны от «города Константина».

Установленный в честь чудесного явления Пресвятой Богородицы во Влахернском храме этот праздник Греческой Церковью был вскоре забыт, зато на Руси стал одним из наиболее почитаемых.

***

И как в далеком Царьграде просили греки когда-то Пресвятую Богородицу о помощи, так и мы в трудные минуты жизни обратимся с молитвой к нашей Заступнице и Утешительнице, прося избавить нас от всевозможных бед и напастей, принять под Свою защиту и покровительство. Разве мать оставит без внимания вопль детей своих и откажет их просьбам? Так и Богоматерь, внимая нашим мольбам, непременно умолит Своего Божественного Сына снизойти к нашим прошениям. И разве Сын не откликнется на просьбу Матери?

По словам преподобного Ефрема Сирина, именно так оно есть и будет: «И между людьми если кто имеет своей ходатаицей чью-либо мать, то, когда она будет просить своего сына за единоплеменника, ближнего или друга, он не оставит без внимания ее прошения. Что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, какое высшая рода человеческого и сил небесных Пренепорочная Матерь имеет к Своему воплотившемуся от Нее Сыну? Могущество Ее несравненно и необъятно.

Небесная Царица — первая и высшая ходатаица наша пред Сыном и Богом Своим, неусыпное и непостыдное наше предстательство, покров всего мира, подательница всех благ, утешение, прибежище и спасение наше».

Так воззовем же мы, недостойные, от всего сердца к Пречистой Богоматери: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

Покров сегодня.
Во Влахернском храме
Андрей-юродивый и Епифаний,
принесшие другим благую весть.
Открылась их благочестивым взорам
Заступница с небесным омофором,
молившаяся вместе с ними здесь.

Покров сегодня.
Путь в Константинополь
душой преодолев в мгновенье ока,
и я молюсь: «Да будет омофор
Пречистой Девы простираться ныне
над грешными, погрязшими в гордыне
рабами, сознающими позор
своей ничтожной жизни!
Век двадцатый,
за отступленье на кресте распятый,
уходит… Богородица, спаси!
Не по делам — по вере, покаянью,
А также по великому стоянью
подвижников Святой Твоей Руси».

Н.К.

В жизни каждого из нас было такое вышеестественное событие, одно или несколько, которое с несомненностью уверило нас в существовании духовного мира, в том, что Господь Бог, Непостижимое Существо, Владетель, Хозяин мира управляет всеми судьбами человеческими, приводит человека и в этот мир, а от жизни временной – к жизни вечной. Перед Ним каждый из нас понесет ответ за прожитую жизнь, за каждое дело и даже за каждую мысль, которые мы сотворили и привнесли в этот мир. И все же великая разница между подвижником, избранником Божиим, который живет в реальности духовного мира, и нами, которые лишь время от времени сподобляются особых откровений, особых прозрений. В чем же здесь тайна и в чем же здесь недостоинство и недостаток наш?

Мы приходим в храм Божий, чтобы принести жертву Богу – покаянием, молитвой, свечой. Что еще человек может дать Богу? Вообще общение между Богом и человеком может быть только на одном уровне, на уровне жертвы. В храме, стоит жертвенник Богу, на котором Бог Сам Себя приносит в жертву нам, всего Себя, так же, как была принесена великая жертва на Голгофе, когда Господь Иисус Христос умалился, Божество умалилось до состояния человека и всего Себя принесло в жертву от любви к нам, для того чтобы вывести нас из состояния смерти в состояние жизни вечной, к которому мы все призваны.

Мы все знаем о жертве Христовой и все этой жертвой живем, но и от нас Господь ждет только жертвы. Только жертва – то, что мы отнимаем от себя важного и дорогого и отдаем кому-то другому, – есть истинный дар и истинный признак любви.

Современный человек, к несчастью, как правило, не способен на жертву. Мы не имеем решимости отсечь от себя свои привычки, которые идут вразрез с заповедями Христовыми, мешают богообщению, которые пусты или вредны для нас. Но слишком привычны они для нас, слишком драгоценны они для наших страстей. И эти слабости, немощи, грехи, привычки, а самое главное – леность нашу мы не можем принести в жертву Богу, отсекая их от себя. А Господь ждет только этого.

И вот люди приходят в храм, и в первые годы удивительно плодоносная и сильная духовная жизнь бывает у людей, познавших Бога, пришедших в Церковь и начавших жить новой жизнью. Почему? Да потому, что первая ревность дала им силы принести в жертву Богу прежние свои привычки и связи, прежнюю свою жизнь, и взамен Господь даровал удивительную благодать и духовную силу, удивительное прозрение и богообщение. А затем, когда это приходит уже в состояние обычное, обыденное, в норму, от нас требуются новые жертвы, но их мы уже приносим все с большим и большим трудом, и от этого жизнь христианина становится малоплодной, все более скучной. Он понимает – интуитивно и опытом прошедшей жизни, – что это правильный путь, но отказаться от того, от чего, он знает, нужно отказаться, не может. Понимает, что нужно принести в жертву Богу эти немощи свои и леность, и тогда вновь начнется сильная и новая духовная жизнь, – но вот этот шаг с огромным и огромным трудом делают православные христиане. А порой бывает, что и до самой смерти человек находится в раздвоенном состоянии, не имея сил перешагнуть через свою гордость, через привычку к лени, к неге, к удовольствиям, которые, казалось бы, не так уж и греховны… Но чтобы встать на новую духовную ступень, чтобы отсечь свои страсти, такая жертва необходима.

Христа ради юродивый Андрей был именно таким человеком, который всю жизнь свою посвятил величайшему искусству и, как Святые отцы пишут, науке из наук – богообщению. И постепенно он отсекал все то, что становилось между ним и Богом: страсти, гордость, самомнение, то, когда люди возносили его, – и именно он сподобился видения Пресвятой Богородицы, а это лишь одно из откровений, которые были у него. Преподобный Серафим Саровский, оптинские старцы, святые нашего времени, на которых мы ориентируемся в своей духовной жизни, – все они жили и живут постоянной жертвой, самих себя принося в жертву Богу.

Страшно звучат эти слова для человека внешнего, не познавшего еще, что такое Божественная любовь. Но если задумается об этих словах всякий человек, например, муж, который что-то очень важное для себя принес в жертву своей супруге, то поймет, как он обогатил себя, как он глубоко познал высоту их отношений. Это начнет понимать мать, которая свои часы, дни, силы, отрывая от себя последнее, приносит в жертву ребенку, и в этом обретает счастье. Это поймет каждый христианин, который сможет возвыситься до состояния богообщения, и в этом он найдет истинное счастье пребывания на земле, а не те, к несчастью, подделки, которые рушатся при переходе из временной жизни в жизнь вечную.

Дай и нам Господь возвыситься до этого духа святых хотя бы отчасти, дай нам Господь понять тайну, которую говорит Спаситель – милости хочу, а не жертвы, то есть взойти на тот духовный уровень, когда жертва Богу, приносимая в нас самих, будет как милость, как счастье и радость. На это способны немногие, но призван к этому каждый из нас. Аминь.


Назад к списку